Предметно- развивающая среда
Детский сад № 3 "Веселый паровозик" - отдельно стоящее здание.
Территория МАДОУ занимает 3681,85 . Застроенная площадь 827,9. Площадь здания детского сада 727,5
Учреждение располагается в двухэтажном здании, построенном в 1974 году по типовому проекту площадью 1036 м2. Территория детского сада имеет металлическое ограждение, наружное освещение и видеонаблюдение.
Детский сад функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям и правилам пожарной безопасности. Центральное отопление, водоснабжение, канализация, сантехническое оборудование находится в удовлетворительном состоянии. Здание оборудовано приборами учета потребления воды, электрической энергии, тепла. С целью обеспечения противопожарной и антитеррористической защиты в здании детского сада имеются:
- автоматическая охранно-пожарная сигнализация с системой звукового оповещения;
- кнопка экстренного реагирования и вызова полиции;
- входные ворота оснащены системой «домофон»;
- центральный вход оборудован системой «видеодомофон»;
- эвакуационные наружные лестницы;
- эвакуационные выходы, оборудованные световым табло;
- средства индивидуальной защиты;
- первичные средства пожаротушения;
- видеонаблюдение наружное и центрального входа.
В детском саду располагаются:
- 5 групповых помещений;
- кабинет учителя-логопеда;
- методический кабинет;
- спортивный зал;
- бассейн;
- музыкальный зал;
- медицинский блок (медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор);
- спелеокомната;
- кедропластовая кабина;
- пищеблок (цех первичной обработки овощей, салатный цех, мясорыбный цех, горячий цех);
- прачечная (постирочная, гладильная);
- помещение служебно-бытового назначения для персонала..
Территория учреждения благоустроена. Оборудованы прогулочные площадки, оформлены цветники, клумбы, сад, огород, искусственный водоем, детская железная дорога, спортивная площадка и автодром.
В дошкольном учреждении созданы необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно осуществлять образовательный процесс на современном уровне, решать задачи воспитания и развития детей с учетом ФГОС ДО и основных направлений деятельности учреждения.
Тщательно продумана развивающая среда, побуждающая ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Вся предметно-пространственная среда организована с учетом СанПин, возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы. Развивающее пространство имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Сохраняя и регулярно пополняя материально техническую базу, педагогический коллектив создает необходимые условия для творческого развития личности ребенка.
Все образовательное пространство каждой возрастной группы и детского сада зонировано в соответствии с возрастом и интересом воспитанников. Учитывая направления, обозначенные в нормативных документах (Федеральный закон «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО) предметно-пространственная среда разработана на основе приоритетных направлений деятельности учреждения:
Социально – коммуникативное развитие способствует развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, становлению самостоятельности, целевой направленности и саморегуляции собственных действий; формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в быту и социуме.
Оборудование и оснащение:
- уголки сюжетно – ролевых игр;
- уголки по изучению ПДД;
- уголки дежурства.
Территория детского сада:
- игровые модули (детская железная дорога, железнодорожная касса, локомотивное депо, деревенский домик, колодец, мостик через искусственный водоем и др.);
- распашные песочницы.
Познавательное развитие направленно на формирование познавательных действий, развитие интересов детей, любознательности, воображения, творческой активности и познавательной мотивации, а так же формирование первичных представлений о себе, малой родине и Отечестве. Предметно-пространственная среда детского сада и всех возрастных групп представлена в зонах игровой активности.
Оборудование и оснащение:
- уголки конструирования;
- уголки экспериментирования;
- уголок природы;
- уголок развивающих и дидактических игр;
- уголок сенсорного развития;
- уголок поликультурного воспитания;
- нравственно-патриотические уголки;
Территория детского сада:
- автодром;
- огород и сад;
- искусственный водоем;
- цветники.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения, обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности. Для этого в детском саду создана предметно-речевая среда, которая способствует речевому развитию детей каждого возрастного периода.
Оборудование и оснащение:
- кабинет учителя-логопеда;
- речевые уголки;
- книжные уголки;
- театральные уголки;
- уголки развития мелкой моторики.
Продуманная и оборудованная территория детского сада так же способствует активизации как монологической, так и диалогической речи.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие восприятия и понимания произведений искусства и мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. С целью всестороннего развития воспитанников в помещении и на территории созданы специальные условия.
Оборудование и оснащение:
- эстетично оформленные стенды;
- фото-выставки;
- выставки детских работ;
- музыкальный зал (электронное пианино, стерео аппаратура, видеопроектор и экран, музыкальные инструменты и пособия);
- уголки творчества;
- музыкальные уголки.
Дизайн территории детского сада так же развивает предпосылки ценностно-смыслового восприятия мира природы и эстетическое отношение к окружающему миру.
Физическое развитие нацелено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Решение этих задач невозможно без создания в дошкольном учреждении современной предметно-развивающей среды, которая побуждает детей и к двигательной активности, дает им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость.
Оборудование и оснащение:
- физкультурный зал, оснащенный спортивным оборудованием и инвентарем;
- бассейн с гидромассажем и с установкой для очистки воды (фильтры);
- физкультурные уголки (спортивные атрибуты для игр и упражнений, дидактические игры, мини-тренажеры);
Территория детского сада:
- спортивная площадка для большого тенниса и волейбола;
- спортивная площадка для футбола и баскетбола;
- площадки для подвижных игр и упражнений;
- игровые модули;
- дорожка для катания на велосипедах и самокатах.
Иначе говоря, среда не только воспитывающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям.
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и групповых помещениях.
Библиотечный фонд методического кабинета составляют:
- книги для педагогов (методическая и справочная литература по разделам «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»);
- периодические издания профессиональной направленности («Дошкольное воспитание», «Обруч»).
В «Книжных центрах» групп размещен библиотечный фонд детской художественной литературы: иллюстрированные книги, произведений русских и зарубежных поэтов и писателей для чтения детям.
В группах старшего дошкольного возраста размещен библиотечный фонд детской познавательной литературы (детские энциклопедии, справочники и др.).